В самооценке человеком собственных морфологических признаков — явлении вообще сугубо индивидуальном — имеют значение пол, возраст, установочные эталоны общих и отдельных признаков. Наиболее психогенно значимо для человека лицо — самая созерцаемая и всегда открытая часть тела.
Представление о собственной внешности в эстетическом плане формируется к концу пубертатного возраста, течение которого подвержено разнообразным, зачастую случайным влияниям. Чрезмерная фиксация внимания в этом возрасте на отдельных морфологических признаках, кажущихся несовершенными, то есть расходящимися с идеальными, может способствовать появлению дисморфофобии или чувства ущербности, влияющих на характер человека и личность в целом.
В этом отношении особо значимы те или иные дефекты челюстно-лицевой области (форма, расположение зубов, тип прикуса, соотношение верхней, средней и нижней частей лица). Фиксация внимания на этих признаках часто становится основой эндореактивной психогении.
Для предупреждения психогении и возможной деформации характера у таких лиц целесообразно применять, наряду с ортопедическим или хирургическим лечением, психокорригирующее воздействие, которое может осуществляться в следующих направлениях.
Адаптация пациента к его индивидуальным особенностям путем индивидуального медико-психологического воздействия. С этой целью врач может, например, использовать
так называемый метод психологического парадокса. Больному необходимо авторитетно доказать, что кажущееся несовершенство не портит, а, наоборот, украшает его, делает неповторимым, единственным в своем роде.
Переключение активного внимания на продуктивную деятельность путем моделирования новых интересов и установок. Это не такой простой способ, как может показаться на первый взгляд. В основу его должна быть положена плановость с поступательным нарастанием сложности задач.
Психологическое опосредование всех врачебных вмешательств. Его целесообразно осуществлять в процессе наблюдения за эффективностью лечебных мероприятий, ортодонтических в том числе.
Психотерапевтическое воздействие в плане дезактуализации переживаний и невротических проявлений. Реализуется психотерапевтом в содружестве с лечащим врачом.
Система медико-педагогических мероприятий в целях коррекции характерологических особенностей личности. В этом процессе должны принимать участие родные (если пациенты дети — учителя), врачи, которые контактируют с данным больным, при ведущей роли психотерапевта.
Протезирование является не простым восполнением зубного ряда или восстановлением жевательной эффективности, и оно связано с болевыми ощущениями во время препарирования зубов и затруднениями при получении оттисков с протезируемых челюстей, которые могут и должны соответственно корригироваться. Более сложной следует считать проблему индивидуальной адаптации к протезу (несъемному или съемному).
Наш опыт показывает, что основным «стержнем» дезадаптации к данному инородному телу является чрезмерная фиксация внимания на нем.
Маршрут внимания, по К. Платонову, в данном случае предопределяет его пассивная фаза, а затем поддерживает активная, то есть фиксационная. Следует учесть, что фиксировать внимание может любой недостаток в конструкции протеза. Часто наблюдается травматизация языка отнюдь не острым краем протеза, а вследствие «присутствия» непривычного и неустранимого раздражителя. Со временем в большинстве случаев происходит адаптация языка к несъемному протезу, и этот процесс можно ускорить путем отвлечения внимания пациента. Привыкание к съемному протезу — процесс более длительный и сложный.
Нам известны случаи, когда пациенты меняли протезы несколько раз, но так и не смогли ими пользоваться. Подобное явление может обусловливаться не только новизной кон-
струкции, но и рядом других факторов. К ним относятся: нарушение вкусовых ощущений, неприятное чувство сладости, постоянное чувство тошноты или рвотный рефлекс во время акта глотания (при верхних протезах), опасение прикусить язык, затруднение глотания (при полном протезировании) и ряд других моментов.
Адаптация к съемным протезам требует выдержки, которая весьма низка у лиц с патологическими свойствами характера. Это необходимо учитывать, давая им соответствующие рекомендации. Пациентам следует советовать в первое время не принимать горячей пищи с целью предупредить ожог незащищенной части нёба, которая может в дальнейшем служить опорной точкой для фиксации внимания на акте глотания; очищать протез от остатков пищи, наличие которых может впоследствии сформировать субъективное ощущение сладости во рту.
Концентрация внимания на дистальном крае протеза верхней челюсти, даже если он не достигает мягкого нёба, может вызвать чувство тошноты. В таком случае необходимо ориентироваться также на степень брезгливости протезируемого. Последнюю легко дезактуализировать путем объяснения больному, из каких материалов и каким способом изготавливаются базисная часть протеза и зубы.
Разъяснения и отвлечения внимания вполне достаточно для дезактуализации тошноты в тех случаях, когда она не имеет другой (соматогенной) причины. Рвота психогенного происхождения встречается значительно реже, но является одним из факторов, наиболее беспокоящих больных. Встречаются больные, у которых позыв на рвоту возникает во время надевания протеза или при глотании. В этих случаях вполне достаточно обучить больных некоторым приемам отвлечения внимания. Тошнота с позывами на рвоту вне такой зависимости требует применения психотерапии, в частности гипносуггестии, которая проводится с надетым протезом и направлена на выработку чувства единства инородного тела (протеза) с определенным ему местом. На фоне спокойного дыхания и релаксации мышц брюшного пресса «проигрывается» воображаемый прием пищи.
В качестве самовоздействия предлагаются приемы отвлечения внимания на части тела, наиболее «представленные» в сенсомоторных зонах коры большого мозга и подкорки,— стопы ног и кисти рук.
По мере адаптации к протезу внимание больного переключается на нижнюю часть лица и особенно подбородок. Естественно, что здесь обязательны совместные усилия врача и протезируемого, иначе установка последнего на полный комфорт может дискредитировать врача-психотерапевта и не дать ожидаемого результата.
Общеизвестно, что контакт врача любого профиля с больным имеет большое значение. Правильный индивидуальный подход в сочетании с адекватными методами лечения — залог выздоровления человека.
Врач обязан помнить о своем долге перед больными не только с профессиональной точки зрения. Весьма существенны правильные взаимоотношения с больными, тонкий психологический подход в период обследования и лечения, продуманная информация о природе и характере заболевания, забота об интересах больных.
Каждый врач должен стремиться к тому, чтобы внести свой вклад в развитие медицины, будучи при этом предельно честным и требовательным к себе.
Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.