Методики коррекции активного внимания в стоматологии

Методики коррекции активного внимания в стоматологии

Внимание, являясь психическим актом, играет роль свое­образного двухконтурного улавливателя. Внутренний контур ориентирован на восприятие сигналов со стороны сомати­ческой сферы, а внешний — более дифференцированный — на обеспечение экстеро- и интероцепции, оценку истинного, реального и абстрактного. С этой точки зрения, во внима­нии можно выделить два уровня: фоновый (регистрацион­ный) и поисковый (сличительный). С их помощью осущест­вляется подсознательный контроль ощущений, на базе ко­торых моделируется тот или иной показатель комфорта.

Методики коррекции активного внимания в стоматологии

Дискомфорт, достигнув сигнального значения, трансфор­мируется в чувство боли, которое регистрируется на уровне сознания. Пусковым механизмом для такой фиксации слу­жит ориентировочный рефлекс «что такое?», являющийся физиологической основой для пассивного внимания. В том случае, когда боль поддерживается остропротекающим де­структивным процессом, происходит своеобразная локали­зация болевых сигналов, подкрепляемая сначала пассивным, а на его основе—активным вниманием. При хронической боли удельный вес активного внимания возрастает, что мо­жет сказаться не только на выраженности, но и на качестве болевого синдрома.

Фиксация болевых ощущений зависит от личностных свойств характера, «сенсорной культуры» и от разрешающих способностей активного внимания, направленного с поиско­вой целью внутрь (с так называемой интравертацией).

Врачи-стоматологи, основываясь на своем опыте, часто весьма удачно отвлекают внимание пациентов, снимая тем самым ориентировочную установку на боль (опускание крес­ла во время инъекции, прижатие мочки уха, надавливание на определенные точки и т. д.). Кроме того, у каждого взрослого человека есть свои собственные приемы дезактуа­лизации боли (напр., отвлечение внимания, самомассаж).

Являясь особой формой психического отражения (К. К. Платонов, 1972), внимание кроме направленности имеет такие характеристики, как активность (произволь­ная, непроизвольная), интенсивность (высокая, низкая), ши­рота (объем, распределение), переключение (легкое, труд­ное) , устойчивость и т. п.

Такие качества внимания, как переключаемость, интен­сивность, устойчивость, связаны со специфическими свойствами данного индивида, а его направленность и активность являются приобретенными свойствами.

Довольно часто встречаются больные, которые по тем или иным причинам, произвольно или непроизвольно путем концентрации внимания поддерживают или усиливают те или иные симптомы, в том числе и в челюстно-лицевой области.

Была разработана система психотерапевтических приемов (В. М. Паламарчук, 1977), направленных на переориентацию активного внимания (АВ). Система апробирована на больных стоматологического профиля (Э. М. Хох лов, 1978). Эти приемы используются отдельно или в сочетании с другими в следующих случаях:

  • при эстетических дефектах в челюстно-лицевой области (в том числе при дисморфофобиях);
  • при фиксированном чувстве инородного тела (в том числе протезов);
  •  для дезактуализации дискомфорта со стороны слизи­стой оболочки полости рта (в том числе глоссалгий);
  •  для достижения гипоалгического эффекта во время стоматологических манипуляций и после них;
  •  в целях усиления кровообращения в челюстно-лице­вой области (в сочетании с миорелаксантами);
  •  для дезактуализации мерицизма, эзофагоспазмов и других паторефлекторных образований;
  •  для профилактики невротической фиксации диском­форта стоматологического генеза;
  •  в целях смягчения невротических симптомов, сопутст­вующих стоматологическим заболеваниям.

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *