Авторитет лечебного учреждения, общая культура медицинского персонала, а также стиль его деятельности в значительной степени зависят от органического внедрения в повседневную работу принципов и методов медицинской деонтологии и психопрофилактики.
Авторитет (от лат.власть, влияние) как форма общественного признания проявляет себя в виде дисциплины, способа регулирования, направления деятельности, а также в отношениях между носителями авторитета и остальными людьми, в данном случае больными и коллегами.
Под стилем работы коллектива подразумевается совокупность организационно-методических мероприятий, которые объективизируются качеством деятельности учреждения. Можно рассматривать его как почерк руководителя, реализуемый исполнителями и проявляющийся в общих установках, то есть в определенной деятельности всего коллектива. Взаимосвязь этих понятий должна быть обеспечена единым стилем, единой системой, в основу которой положен важнейший принцип: «все — во имя человека, все — для блага человека».
Психологический климат лечебного учреждения зависит не только от системы отношений внутри коллектива, позиций и установок должностных лиц, врачей и медицинского персонала, но и в значительной степени от поведения постоянно обновляющегося состава больных.
Ошибкой будет думать, что стиль работы медицинского учреждения формируется должным образом сам по себе, стихийно или с помощью одноплановых, а не системных организационных мероприятий в общей структуре лечебнопрофилактического комплекса. Велико значение при этом степени учета психологических особенностей профильных больных, разработки принципов индивидуального подхода к ним, обеспечения преемственности всех звеньев и служб, стабильности нормальных межличностных отношений в системе «врач-сестра-больной», формирования устойчивых коллективов, в которых соблюдаются принципы единства дисциплины для всех, в том числе и для больных. Ни одного требования без соблюдения максимального уважения к пациентам, вовлечение их в активное выполнение режимных рекомендаций, противодействие ухудшающим состояние отрицательным эмоциональным проявлениям — вот неполный перечень наиболее значимых аспектов приложения деонтологических принципов, определяющих стиль работы лечебных учреждений.
Важную роль стиля, «стерильности слова и поведения» в профилактике ятрогенных заболеваний отмечал И. 3. Вельвовский (1963). Межличностные отношения, которым отводится центральное место, не могут носить однопланового ригидного характера, так как при этом должны учитываться крайние варианты нормы и разнообразные артефакты субъективного и объективного характера.
Эффективность врачебного вмешательства в большой степени зависит от комплексного воздействия на больного всей обстановки стоматологической поликлиники, где в первую очередь необходимо обеспечить покой, уют и доброжелательное общение. Особое внимание следует обращать на эстетическое оформление поликлиники, которое должно способствовать созданию положительного эмоционального настроя. Широкие светлые коридоры, уютные холлы с удобной мебелью, умело размещенные зеленые растения, витрины, — все это успокаивает больного, помогает забыть о предстоящих неприятных и болезненных манипуляциях.
В стоматологической поликлинике больной прежде всего обращается в регистратуру, и здесь он должен встретить доброжелательное и сердечное отношение, что будет способствовать достижению положительных результатов в предстоящем лечении.
Лишь единицы живущих в цивилизованном обществе людей не обращались к врачу-стоматологу (по данным ВОЗ, семь-девять человек из десяти обследованных нуждаются в лечении). Стоматологическая поликлиника или кабинет являются составными частями амбулаторного вида помощи больным и несут основную нагрузку по профилактике и лечению стоматологических заболеваний. К сожалению, нередко посещение стоматологического кабинета связано у больных с отрицательными эмоциями, в чем не последнюю роль играет неправильное с точки зрения деонтологии поведение врача. Впечатление, остающееся на долгие годы, неизгладимый след от такого посещения наносят ущерб больному, оттягивают необходимое обращение его за помощью и формируют негативное отношение к лечению. Прервать такой порочный круг бывает весьма трудно, поэтому не допустить его возникновения — основная задача врача-стоматолога и поликлиники в целом. Решая эту задачу, стоматолог выполняет и психопрофилактическую роль, предупреждает возникновение таких нежелательных эмоциональных реакций, как растерянность, страх перед необходимостью обратиться за помощью к врачу.
Следует также учитывать, что указанные реакции могут и не быть связаны непосредственно со стоматологической ситуацией, а явиться следствием неблагоприятных обстоятельств (бытовых, производственных и т. п.). В этих случаях зубная боль — как раз та капля, которая переполняет чашу терпения, и больной неадекватно реагирует на любой незначительный раздражитель. Особенно бурную реакцию вызывают задержки в оказании помощи, несоблюдение очередности и т. п. Результатом этого являются снижение у пациента порога болевой чувствительности, эмоциональные проявления конфликтного характера, общее недовольство, что влечет за собой и снижение культуры межличностных отношений. Отрицательную психологическую атмосферу создают скопление больных перед кабинетом, очереди, а также отсутствие звукоизоляции помещений.
Решение организационных вопросов, способствующих улучшению эмоционального климата в поликлинике, должно сочетаться с пониманием врачами и обслуживающим персоналом значения и силы при лечении любых болезней доброго успокаивающего слова, что отмечали еще врачи древности. Оно не только успокаивает больного, но и вселяет надежду в излечение, придает силы в борьбе с заболеванием, улучшает настроение. Вот почему сочувствие, моральная поддержка, благожелательное отношение к больному — важные деонтологические факторы, которыми необходимо пользоваться и врачу, и медицинскому персоналу в повседневной практике.
Известный психиатр П. Б. Ганнушкин (1933) утверждал, что психическая реакция на заболевание должна учитываться врачом независимо от его специальности. В стоматологических кабинетах уже при первых беседах отношения между врачом и больным должны основываться на тесном контакте и взаимопонимании. Врачу, который не умеет расположить к себе больного, гораздо труднее бороться с болезнью. Не зря умение врача вступать в контакт с больными приравнивается к искусству.
Необходимо подчеркнуть, что высшие эмоции человека органически связаны с этическими нормами. Только облекаясь в форму тех или иных переживаний и конфликтов этического характера, отрицательные эмоции создают благоприятные условия для возникновения эмоциогенных заболеваний. Поэтому крайне необходимо проявлять к больному душевность, чтобы неприятные остроотрицательные чувства и переживания у него после визита к врачу-стоматологу сменились положительными.
Морально-этическая ценность коллектива медицинских работников слагается из значимости личного вклада каждого работника. Эта сумма в процессе трудового взаимодействия в коллективе подвергается своеобразному изменению, преломляясь в мыслях и эмоциональной настроенности обслуживаемых больных. Любые негативные проявления стабильного характера или случайности в работе могут привести к снижению морально-этических параметров, что, в свою очередь, скажется на авторитете отдельных работников или коллектива в целом.
Качество поликлинической стоматологической помощи и психофизиологическое состояние обслуживающего персонала в значительной степени зависят от ритмичности поступления больных. Последнее не всегда регулируемо, так как зубная боль не позволяет человеку длительно держаться подальше от двери «спасительного» кабинета, где ему окажут помощь.
Как только за врачом закрылась дверь, больные начинают отсчет времени начала приема. Для лиц, испытывающих одонтогенный страх перед манипуляциями, это время протекает быстро, а на фоне выраженной боли — слишком медленно. При том и другом вариантах переживания обостряются, претерпевают трансформацию через группу пациентов, ожидающих приема врача. Происходит индуцирование друг друга (путем актуализации начала работы кабинета, возможного опоздания врача, информации о том, кто сколько раз обращался за помощью и каковы результаты, о возможных осложнениях и т. п.), повышающее аффективную предуготовленность эмоционально неустойчивых людей. Прорыв аффектов еще до начала встречи с врачом чаще всего наступает при появлении в группе пациентов, предъявляющих право на обслуживание вне очереди.
Описываемая стихийная и не всегда управляемая ситуация прямо или косвенно проецируется в кабинете и, в конечном счете, оказывает негативное влияние на врача. Такой эмотивной ситуации можно противопоставить строгое соблюдение режима работы кабинета, проведение врачом первичной профилизации для решения вопроса об очередности приема, а главное — профилактической работы по выявлению ранних стадий поражения зубов.
Смягчать подобные артефакты значительно труднее, чем их предупреждать путем правильной организации поликлинической службы и четкого соблюдения этических норм. Уход врача из кабинета по незначительному поводу при наличии ожидающих больных, неявка на прием должны рассматриваться не только как нарушение дисциплины, но и как подрыв важнейших деонтологических принципов. Необходимо учитывать также, что ожидание имеет различную психологическую емкость: в некоторых случаях оно является тягостным, в других — слишком быстротечным. У больных неврозами любое удлинение ожидания искусственным путем повышает эмоциональную реактивность, что отрицательно сказывается на ходе лечения и его результатах.
В лечебном процессе роль медицинской сестры и санитарки не менее значима, чем врача. Общаясь с больными больше, чем врач, они имеют большую возможность создать нужную психологическую атмосферу. Следует отметить, что умение определить стиль своего поведения и подход к больному, вызвать к себе доверие при проведении любых, в том числе и стоматологических, манипуляций, развеять гнетущие мысли — это драгоценные качества среднего медработника. И дело не только в профессиональном умении, но и в общечеловеческих качествах, в возможности понять переживания больного. В этом плане особенно велика роль хирургической сестры.
Некоторые деонтологические приемы необходимо использовать уже при опросе больного. Врачу следует обращаться к нему по имени и отчеству, слово «больной» не должно фигурировать в диалоге. В таком случае пациент будет чувствовать себя не «объектом» деятельности врача, а человеком, страдания которого вызывают понимание и сочувствие. Таким образом устанавливается психоэмоциональный контакт с больным, снимается чувство страха, что помогает врачу в выяснении некоторых деталей болезни. При этом врач (которому необходимо соблюдать распорядок приема) может столкнуться с желанием больного слишком подробно рассказать о своем заболевании, сообщить сведения, иногда не имеющие отношения к заболеванию, подсказать диагноз, обсудить вопросы лечения и т. д. Врач и в этом случае должен не перебивать и одергивать больного, а терпеливо выслушать, стараясь умело направить разговор в нужное русло.
Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье