Медицинская деонтология в работе стоматологической поликлиники

Медицинская деонтология в работе стоматологической поликлиники

Авторитет лечебного учреждения, общая культура меди­цинского персонала, а также стиль его деятельности в зна­чительной степени зависят от органического внедрения в повседневную работу принципов и методов медицинской деонтологии и психопрофилактики.

Авторитет (от лат.власть, влияние) как форма общественного признания проявляет себя в виде дисциплины, способа регулирования, направления деятель­ности, а также в отношениях между носителями авторите­та и остальными людьми, в данном случае больными и коллегами.

Медицинская деонтология в работе стоматологической поликлиники

Под стилем работы коллектива подразумевается сово­купность организационно-методических мероприятий, кото­рые объективизируются качеством деятельности учрежде­ния. Можно рассматривать его как почерк руководителя, реализуемый исполнителями и проявляющийся в общих ус­тановках, то есть в определенной деятельности всего кол­лектива. Взаимосвязь этих понятий должна быть обеспече­на единым стилем, единой системой, в основу которой поло­жен важнейший принцип: «все — во имя человека, все — для блага человека».

Психологический климат лечебного учреждения зависит не только от системы отношений внутри коллектива, пози­ций и установок должностных лиц, врачей и медицинского персонала, но и в значительной степени от поведения по­стоянно обновляющегося состава больных.

Ошибкой будет думать, что стиль работы медицинского учреждения формируется должным образом сам по себе, стихийно или с помощью одноплановых, а не системных организационных мероприятий в общей структуре лечебно­профилактического комплекса. Велико значение при этом степени учета психологических особенностей профильных больных, разработки принципов индивидуального подхода к ним, обеспечения преемственности всех звеньев и служб, стабильности нормальных межличностных отношений в си­стеме «врач-сестра-больной», формирования устойчивых коллективов, в которых соблюдаются принципы единства дисциплины для всех, в том числе и для больных. Ни одно­го требования без соблюдения максимального уважения к пациентам, вовлечение их в активное выполнение режим­ных рекомендаций, противодействие ухудшающим состоя­ние отрицательным эмоциональным проявлениям — вот неполный перечень наиболее значимых аспектов приложе­ния деонтологических принципов, определяющих стиль ра­боты лечебных учреждений.

Важную роль стиля, «стерильности слова и поведения» в профилактике ятрогенных заболеваний отмечал И. 3. Вельвовский (1963). Межличностные отношения, ко­торым отводится центральное место, не могут носить одно­планового ригидного характера, так как при этом должны учитываться крайние варианты нормы и разнообразные артефакты субъективного и объективного характера.

Эффективность врачебного вмешательства в большой степени зависит от комплексного воздействия на больного всей обстановки стоматологической поликлиники, где в пер­вую очередь необходимо обеспечить покой, уют и доброже­лательное общение. Особое внимание следует обращать на эстетическое оформление поликлиники, которое должно спо­собствовать созданию положительного эмоционального на­строя. Широкие светлые коридоры, уютные холлы с удоб­ной мебелью, умело размещенные зеленые растения, витри­ны, — все это успокаивает больного, помогает забыть о предстоящих неприятных и болезненных манипуляциях.

В стоматологической поликлинике больной прежде всего обращается в регистратуру, и здесь он должен встретить доброжелательное и сердечное отношение, что будет способствовать достижению положительных результатов в предстоящем лечении.

Лишь единицы живущих в цивилизованном обществе людей не обращались к врачу-стоматологу (по данным ВОЗ, семь-девять человек из десяти обследованных нуж­даются в лечении). Стоматологическая поликлиника или кабинет являются составными частями амбулаторного ви­да помощи больным и несут основную нагрузку по профи­лактике и лечению стоматологических заболеваний. К со­жалению, нередко посещение стоматологического кабинета связано у больных с отрицательными эмоциями, в чем не последнюю роль играет неправильное с точки зрения деон­тологии поведение врача. Впечатление, остающееся на дол­гие годы, неизгладимый след от такого посещения наносят ущерб больному, оттягивают необходимое обращение его за помощью и формируют негативное отношение к лечению. Прервать такой порочный круг бывает весьма трудно, по­этому не допустить его возникновения — основная задача врача-стоматолога и поликлиники в целом. Решая эту за­дачу, стоматолог выполняет и психопрофилактическую роль, предупреждает возникновение таких нежелательных эмоциональных реакций, как растерянность, страх перед необходимостью обратиться за помощью к врачу.

Следует также учитывать, что указанные реакции могут и не быть связаны непосредственно со стоматологической ситуацией, а явиться следствием неблагоприятных обстоя­тельств (бытовых, производственных и т. п.). В этих слу­чаях зубная боль — как раз та капля, которая переполняет чашу терпения, и больной неадекватно реагирует на любой незначительный раздражитель. Особенно бурную реакцию вызывают задержки в оказании помощи, несоблюдение очередности и т. п. Результатом этого являются снижение у пациента порога болевой чувствительности, эмоциональные проявления конфликтного характера, общее недоволь­ство, что влечет за собой и снижение культуры межлично­стных отношений. Отрицательную психологическую ат­мосферу создают скопление больных перед кабинетом, очереди, а также отсутствие звукоизоляции помещений.

Деонтология в работе врача-стоматолога

Решение организационных вопросов, способствующих улучшению эмоционального климата в поликлинике, долж­но сочетаться с пониманием врачами и обслуживающим персоналом значения и силы при лечении любых болезней доброго успокаивающего слова, что отмечали еще врачи древности. Оно не только успокаивает больного, но и вселяет надежду в излечение, придает силы в борьбе с заболе­ванием, улучшает настроение. Вот почему сочувствие, моральная поддержка, благожелательное отношение к больному — важные деонтологические факторы, которыми необходимо пользоваться и врачу, и медицинскому персо­налу в повседневной практике.

Известный психиатр П. Б. Ганнушкин (1933) утверждал, что психическая реакция на заболевание должна учитываться врачом независимо от его специальности. В стоматологи­ческих кабинетах уже при первых беседах отношения ме­жду врачом и больным должны основываться на тесном контакте и взаимопонимании. Врачу, который не умеет расположить к себе больного, гораздо труднее бороться с болезнью. Не зря умение врача вступать в контакт с боль­ными приравнивается к искусству.

Необходимо подчеркнуть, что высшие эмоции человека органически связаны с этическими нормами. Только обле­каясь в форму тех или иных переживаний и конфликтов этического характера, отрицательные эмоции создают бла­гоприятные условия для возникновения эмоциогенных за­болеваний. Поэтому крайне необходимо проявлять к боль­ному душевность, чтобы неприятные остроотрицательные чувства и переживания у него после визита к врачу-стоматологу сменились положительными.

Морально-этическая ценность коллектива медицинских работников слагается из значимости личного вклада каж­дого работника. Эта сумма в процессе трудового взаимодей­ствия в коллективе подвергается своеобразному изменению, преломляясь в мыслях и эмоциональной настроенности об­служиваемых больных. Любые негативные проявления ста­бильного характера или случайности в работе могут приве­сти к снижению морально-этических параметров, что, в свою очередь, скажется на авторитете отдельных работни­ков или коллектива в целом.

Качество поликлинической стоматологической помощи и психофизиологическое состояние обслуживающего персона­ла в значительной степени зависят от ритмичности поступ­ления больных. Последнее не всегда регулируемо, так как зубная боль не позволяет человеку длительно держаться подальше от двери «спасительного» кабинета, где ему окажут помощь.

Как только за врачом закрылась дверь, больные начи­нают отсчет времени начала приема. Для лиц, испытываю­щих одонтогенный страх перед манипуляциями, это время протекает быстро, а на фоне выраженной боли — слишком медленно. При том и другом вариантах переживания обо­стряются, претерпевают трансформацию через группу па­циентов, ожидающих приема врача. Происходит индуциро­вание друг друга (путем актуализации начала работы ка­бинета, возможного опоздания врача, информации о том, кто сколько раз обращался за помощью и каковы резуль­таты, о возможных осложнениях и т. п.), повышающее аф­фективную предуготовленность эмоционально неустойчивых людей. Прорыв аффектов еще до начала встречи с врачом чаще всего наступает при появлении в группе пациентов, предъявляющих право на обслуживание вне очереди.

Описываемая стихийная и не всегда управляемая си­туация прямо или косвенно проецируется в кабинете и, в ко­нечном счете, оказывает негативное влияние на врача. Такой эмотивной ситуации можно противопоставить строгое соблюдение режима работы кабинета, проведение врачом первичной профилизации для решения вопроса об очередности приема, а главное — профилактической работы по выявлению ранних стадий поражения зубов.

Смягчать подобные артефакты значительно труднее, чем их предупреждать путем правильной организации поликли­нической службы и четкого соблюдения этических норм. Уход врача из кабинета по незначительному поводу при наличии ожидающих больных, неявка на прием должны рассматриваться не только как нарушение дисциплины, но и как подрыв важнейших деонтологических принципов. Необходимо учитывать также, что ожидание имеет различ­ную психологическую емкость: в некоторых случаях оно является тягостным, в других — слишком быстротечным. У больных неврозами любое удлинение ожидания искус­ственным путем повышает эмоциональную реактивность, что отрицательно сказывается на ходе лечения и его резуль­татах.

В лечебном процессе роль медицинской сестры и сани­тарки не менее значима, чем врача. Общаясь с больными больше, чем врач, они имеют большую возможность соз­дать нужную психологическую атмосферу. Следует отме­тить, что умение определить стиль своего поведения и под­ход к больному, вызвать к себе доверие при проведении любых, в том числе и стоматологических, манипуляций, развеять гнетущие мысли — это драгоценные качества сред­него медработника. И дело не только в профессиональном умении, но и в общечеловеческих качествах, в возможности понять переживания больного. В этом плане особенно ве­лика роль хирургической сестры.

Некоторые деонтологические приемы необходимо ис­пользовать уже при опросе больного. Врачу следует обра­щаться к нему по имени и отчеству, слово «больной» не должно фигурировать в диалоге. В таком случае пациент будет чувствовать себя не «объектом» деятельности врача, а человеком, страдания которого вызывают понимание и сочувствие. Таким образом устанавливается психоэмоцио­нальный контакт с больным, снимается чувство страха, что помогает врачу в выяснении некоторых деталей болезни. При этом врач (которому необходимо соблюдать распорядок приема) может столкнуться с желанием больного слиш­ком подробно рассказать о своем заболевании, сообщить сведения, иногда не имеющие отношения к заболеванию, подсказать диагноз, обсудить вопросы лечения и т. д. Врач и в этом случае должен не перебивать и одергивать больного, а терпеливо выслушать, стараясь умело направить разговор в нужное русло.

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *