В работе врача-стоматолога имеются специфические особенности, без учета которых невозможно повысить эффективность и деонтологическую культуру обслуживания больных. Здесь прослеживаются два аспекта: условия работы врача-стоматолога и особенности контингента больных.
В литературе этим вопросам уделено недостаточно внимания, поэтому остановимся на психофизиологических особенностях деятельности врача-стоматолога и специфике обслуживаемого им контингента.
Несмотря на постоянное усовершенствование стоматологического оборудования и инструмента, в каждом кабинете и на рабочих местах имеются недостатки, являющиеся источником неудобств и постоянных забот сотрудников. К ним относятся: колебания температуры в кабинетах, недостаточная вентиляция, неудобная ориентация кресел, ограниченность рабочего пространства, нехватка отдельных инструментов, нерациональная освещенность рабочего места, низкое качество материала и т. д. Те или иные конструктивные недоделки или неисправности кресла и бормашины вызывают наибольшие неудобства, имеющие отдаленные последствия (повышение утомляемости, снижение качества работы, кумуляция раздражения и т. п.). К сожалению, приходится констатировать довольно высокий коэффициент неисправностей в этих исполненных, как правило, на современном техническом уровне агрегатах.
Выход из строя одного узла нарушает функцию другого, что приходится компенсировать врачу. В этих условиях вступают в силу закономерности, присущие системе «человек — машина». Например, отказ гидравлической системы кресла или плохая фиксация подголовника вынуждают врача принимать неудобную позу и соответственно менять положение больного, что затрудняет подход к препарируемому зубу. Одной из действенных, хотя и паллиативных, мер в данном случае может быть повышение технической подготовки врачей-стоматологов по уходу за приборами и устранению мелких неисправностей.
Инструментальные манипуляции в полости рта в пределах ограниченного поля, окруженного весьма ранимыми мягкими тканями, возможное импульсивное поведение пациента требует от врача не только навыков, но и значительных усилий. При этом наибольшее напряжение испытывают зрительный и кинестетический анализаторы.
Согласованное взаимодействие обеих рук под контролем зрения с одновременным педалированием ногой бормашины формирует сложный профессиональный стереотип. Так, врач регулирует нагрузку фрагментарно с учетом реакций на болевые проявления со стороны пациента. Во время манипуляций на твердых тканях зуба он делает в среднем 10—12 перерывов при препарировании и формировании кариозной полости, вскрытии пульпы с последующим наложением мышьяка, при обработке зуба перед протезированием и т. д. Эти вынужденные паузы в какой-то степени дезактуализируют, но полностью не снимают нагрузки на указанные анализаторы, нервную систему и организм в целом, которая аккумулируется в конце рабочего дня. В результате этого снижается внимание, что приводит к ухудшению качества выполняемой работы. Утомляемость как целостный процесс формируется при сочетании статодинамических нагрузок на нижние конечности, поясницу, плечелопаточную область и мышцы кистей. Играет здесь также роль беспокойство за качество работы, выполняемой в состоянии сильного напряжения, и ее последствия.
В медицинской практике особое значение имеют характер межличностных отношений, складывающихся у персонала с больными в течение трудового дня, производственные факторы и иные, вне стен лечебного учреждения (в том числе семейные). На адаптивные и компенсаторные механизмы врача влияют соматическое состояние и возраст. Специфично и однообразие трудовых процессов, обусловленных узким полем деятельности и однотипностью стоматологических манипуляций. Указанные факторы усугубляются в тех случаях, когда врач-специалист приостанавливает свой профессиональный рост, то есть стандартизирует свой трудовой процесс.
Следует подчеркнуть, что психофизиологические сдвиги, возникающие во время трудовой деятельности, даже при интенсивных нагрузках не могут считаться «расплатой» за труд. По мнению Г. М. Зараковского, В. И. Медведева (1977), без таких сдвигов не было бы роста мастерства, адаптации к условиям работы, радости от самого процесса деятельности.
Понятие «идеальные условия работы» для врача-стоматолога относительно, так как ему приходится выполнять ряд манипуляций, которые относятся к классу сложных действий, характеризующихся значительным диапазоном и не стандартизируемых напряженностью темпа. Причем все эти действия осуществляются в пределах весьма ограниченно обозреваемого поля с помощью мелких травматически угрожающих инструментов и на таком чувствительном в психофизическом плане объекте, каким является больной человек. Нервное напряжение, искусственно уплотненный темпо-ритм, ситуативная эмоциональность окружающей обстановки, о которой говорилось выше, — все это может обусловить осложнение межличностных отношений, снижение качества работы и уменьшение чувства удовлетворения от нее.
А. Н. Леонтьев (1972) под действием понимает преобразование информации и энергии, направленной на достижение одной цели. Если цель не содержит промежуточных подцелей, то действие будет простым. Абсолютное большинство действий врача-стоматолога можно отнести к сложным, требующим соответственной логической и композиционновременной организации операций. Нарушение ритма деятельности, субъективные и объективные осложнения в процессе выполнения той или иной манипуляции формируют напряжение, которое приводит к утомлению.
Гигиенические рекомендации и нормативы направлены на такую организацию трудовой деятельности, которая обеспечила бы высокую ее эффективность при адекватных психофизиологических затратах.
Человек одновременно получает из внешней и внутренней сред огромное количество раздражений, большинство из которых не достигает уровня сознания. Трудовой процесс врача-стоматолога сопряжен с нагрузками, в основном на зрительный, обонятельный, тактильный и кинестетический анализаторы. Путем фиксации взора врач-стоматолог не только получает необходимую информацию, но и постоянно контролирует свою деятельность. Недостаточная освещенность поля деятельности, контрастность и разноволновость общего и локального источников света, излучение тепла от осветительной лампы, шум от лотков и инструментов, посторонние разговоры — далеко не полный перечень факторов, которые могут отрицательно сказываться на качестве его работы. Стабилизация взора и необходимость детализированного восприятия мелких объектов (устья корневых каналов, межзубные промежутки и т. п.) увеличивают нагрузку на глазные мышцы, повышают аккомодацию, усиливающуюся при том или ином дефекте зрения. В подобных случаях рекомендуется отвлечение внимания на индифферентные малозначимые объекты или временное прекращение поступления зрительных раздражителей.
Труд врача-стоматолога сопряжен с интенсивной деятельностью определенных групп мышц. Нижние конечности подвергаются в основном статическим нагрузкам разной интенсивности, поясничная часть — торзионным (влево — вправо), плече-лопаточная область и шея — динамическим. Наиболее дифференцированную нагрузку испытывают при всех видах стоматологических манипуляций мелкие мышцы кистей рук и мышцы правого предплечья. Неудовлетворительное оборудование рабочего места, неисправности кресла, подголовника, неритмичность нагрузки, осложнения во время непредвиденных врачебных манипуляций (кровотечение, травматизация мягких и твердых тканей, противодействие со стороны больного и т. п.), так же как и нервозность врача, соматическое неблагополучие, низкая тренированность и ряд других факторов повышают истощаемость отдельных мышечных групп или системы в целом. Путем чередования мышечных усилий с расслаблением тех или иных групп мышц можно в значительной степени уменьшить их утомляемость. Хороший эффект дают приемы аутогенной тренировки, особенно так называемой экспресс- релаксации (В. М. Паламарчук, 1977), в сочетании с самовнушением. Организационные, общегигиенические мероприятия, массаж и самомассаж перенапрягаемых групп мышц, производственная гимнастика и психотерапевтические приемы помогают предупредить перенапряжение кинестетического анализатора.
Экономическая целесообразность укрупнения стоматологической службы не требует доказательств. В то же время недостатками наличия в одном кабинете нескольких рабочих мест являются индуктивное воздействие больных друг на друга, отвлекающие моменты (ходьба, посторонние разговоры, крики, стоны, плач и т. п.), шум от бормашин, инструментов, вентиляторов. Длительное пребывание в таких условиях, сочетающихся с другими, в том числе эмоциогенными факторами, приводит к повышенной утомляемости, астенизации, раздражительности. В силу своей анатомо-физиологической связи с лимбико-гипоталамичес кой системой обонятельный анализатор оказывает прямое и обратное влияние на эмоционально-вегетативную сферу человека. Переносимость многочисленных и обычных в стоматологической практике лекарственных и других запахов зависит не только от индивидуальных особенностей врача, но и от его эмоционального состояния, играющего определенную роль в формировании аллергических компонен
тов. Несмотря на ряд неудобств, стоматолог не может обходиться без защитной маски, особенно в неблагоприятной эпидемиологической обстановке. В ряде случаев мы рекомендовали врачам смачивать марлю приятными ароматическими веществами (приемлемые духи, масло лаванды и др.). Уровень ирритативности обонятельного анализатора повышается на фоне невротизации. Поэтому дезактуализация или предупреждение невротической симптоматики с помощью приемов психотерапии положительно сказывается на переносимости реальных обонятельных раздражителей.
Требует своего разрешения проблема профессиональной аллергизации в стоматологии (новокаин, йод, пластмасса и др.).
Врач-стоматолог должен научиться подавлять внешние проявления брезгливости при попадании на лицо слюны больного во время препаровки зуба, при рвотном рефлексе у пациента и т. п.
Удовлетворенность работой, умение найти в ней радость, человеколюбие и ряд других качеств, свойственных абсолютному большинству врачей, в значительной степени смягчают негативные моменты в этой интересной и нужной людям профессии.
Трудовой процесс, помимо физических и интеллектуальных усилий со стороны человека, находится в прямой зависимости от трудовых навыков, напряженности темпа или интенсивности деятельности. К стандартным навыкам врача-стоматолога можно отнести способ удержания инструментов, начало осмотра полости рта, включение приборов и т. п. В начале воздействий врача, особенно когда он приступает к травмированию ткани зуба с лечебной целью, стандартные приемы могут не только усложнить трудовой процесс, но и нарушить контакт с больным. Доведенное до искусства умение сочетать стандартные навыки с постоянно корригируемой напряженностью темпа, определяет профессиональное мастерство. Главным критерием этого качества можно считать чувство меры: вовремя приостановить обработку зуба, выбрать момент для воздействия на болевую точку, усилить или замедлить темп работы, использовать приемы отвлечения внимания.
Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.