Особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога

Особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога

В работе врача-стоматолога имеются специфические особенности, без учета которых невозможно повысить эф­фективность и деонтологическую культуру обслуживания больных. Здесь прослеживаются два аспекта: условия ра­боты врача-стоматолога и особенности контингента боль­ных.

В литературе этим вопросам уделено недостаточно вни­мания, поэтому остановимся на психофизиологических особенностях деятельности врача-стоматолога и специфи­ке обслуживаемого им контингента.

Особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога

Несмотря на постоянное усовершенствование стомато­логического оборудования и инструмента, в каждом каби­нете и на рабочих местах имеются недостатки, являющиеся источником неудобств и постоянных забот сотрудников. К ним относятся: колебания температуры в кабинетах, не­достаточная вентиляция, неудобная ориентация кресел, ограниченность рабочего пространства, нехватка отдельных инструментов, нерациональная освещенность рабочего мес­та, низкое качество материала и т. д. Те или иные конструктивные недоделки или неисправности кресла и бормашины вызывают наибольшие неудобства, имеющие отдаленные последствия (повышение утомляемости, снижение качества работы, кумуляция раздражения и т. п.). К сожалению, при­ходится констатировать довольно высокий коэффициент неисправностей в этих исполненных, как правило, на сов­ременном техническом уровне агрегатах.

Выход из строя одного узла нарушает функцию друго­го, что приходится компенсировать врачу. В этих условиях вступают в силу закономерности, присущие системе «чело­век — машина». Например, отказ гидравлической системы кресла или плохая фиксация подголовника вынуждают врача принимать неудобную позу и соответственно менять положение больного, что затрудняет подход к препарируе­мому зубу. Одной из действенных, хотя и паллиативных, мер в данном случае может быть повышение технической под­готовки врачей-стоматологов по уходу за приборами и устра­нению мелких неисправностей.

Инструментальные манипуляции в полости рта в пре­делах ограниченного поля, окруженного весьма ранимыми мягкими тканями, возможное импульсивное поведение пациента требует от врача не толь­ко навыков, но и значительных усилий. При этом наиболь­шее напряжение испытывают зрительный и кинестетичес­кий анализаторы.

Согласованное взаимодействие обеих рук под контролем зрения с одновременным педалированием ногой бормаши­ны формирует сложный профессиональный стереотип. Так, врач регулирует нагрузку фрагментарно с учетом реакций на болевые проявления со стороны пациента. Во время манипуляций на твердых тканях зуба он делает в сред­нем 10—12 перерывов при препарировании и формировании кариозной полости, вскрытии пульпы с последующим на­ложением мышьяка, при обработке зуба перед протезиро­ванием и т. д. Эти вынужденные паузы в какой-то степени дезактуализируют, но полностью не снимают нагрузки на указанные анализаторы, нервную систему и организм в целом, которая аккумулируется в конце рабочего дня. В ре­зультате этого снижается внимание, что приводит к ухуд­шению качества выполняемой работы. Утомляемость как целостный процесс формируется при сочетании статодина­мических нагрузок на нижние конечности, поясницу, плече­лопаточную область и мышцы кистей. Играет здесь также роль беспокойство за качество работы, выполняемой в со­стоянии сильного напряжения, и ее последствия.

В медицинской практике особое значение имеют харак­тер межличностных отношений, складывающихся у персо­нала с больными в течение трудового дня, производственные факторы и иные, вне стен лечебного учреждения (в том числе семейные). На адаптивные и компенсаторные меха­низмы врача влияют соматическое состояние и возраст. Специфично и однообразие трудовых процессов, обуслов­ленных узким полем деятельности и однотипностью стома­тологических манипуляций. Указанные факторы усугубляются в тех случаях, когда врач-специалист приостанавли­вает свой профессиональный рост, то есть стандартизирует свой трудовой процесс.

Работа врача-стоматолога

Следует подчеркнуть, что психофизиологические сдви­ги, возникающие во время трудовой деятельности, даже при интенсивных нагрузках не могут считаться «расплатой» за труд. По мнению Г. М. Зараковского, В. И. Медведева (1977), без таких сдвигов не было бы роста мастерства, адаптации к условиям работы, радости от самого процесса деятельности.

Понятие «идеальные условия работы» для врача-стоматолога относительно, так как ему приходится выполнять ряд манипуляций, которые относятся к классу сложных действий, характеризующихся значительным диапазоном и не стандартизируемых напряженностью темпа. Причем все эти действия осуществляются в пределах весьма ограничен­но обозреваемого поля с помощью мелких травматически угрожающих инструментов и на таком чувствительном в психофизическом плане объекте, каким является больной человек. Нервное напряжение, искусственно уплотненный темпо-ритм, ситуативная эмоциональность окружающей об­становки, о которой говорилось выше, — все это может обусловить осложнение межличностных отношений, сниже­ние качества работы и уменьшение чувства удовлетворения от нее.

А. Н. Леонтьев (1972) под действием понимает преобра­зование информации и энергии, направленной на достиже­ние одной цели. Если цель не содержит промежуточных подцелей, то действие будет простым. Абсолютное большин­ство действий врача-стоматолога можно отнести к сложным, требующим соответственной логической и композиционно­временной организации операций. Нарушение ритма деятельности, субъективные и объективные осложнения в про­цессе выполнения той или иной манипуляции формируют напряжение, которое приводит к утомлению.

Гигиенические рекомендации и нормативы направлены на такую организацию трудовой деятельности, которая обеспечила бы высокую ее эффективность при адекватных психофизиологических затратах.

Человек одновременно получает из внешней и внутрен­ней сред огромное количество раздражений, большинство из которых не достигает уровня сознания. Трудовой про­цесс врача-стоматолога сопряжен с нагрузками, в основ­ном на зрительный, обонятельный, тактильный и кинесте­тический анализаторы. Путем фиксации взора врач-стома­толог не только получает необходимую информацию, но и постоянно контролирует свою деятельность. Недостаточная освещенность поля деятельности, контрастность и разноволновость общего и локального источников света, излучение тепла от осветительной лампы, шум от лотков и инструмен­тов, посторонние разговоры — далеко не полный перечень факторов, которые могут отрицательно сказываться на ка­честве его работы. Стабилизация взора и необходимость детализированного восприятия мелких объектов (устья корневых каналов, межзубные промежутки и т. п.) увели­чивают нагрузку на глазные мышцы, повышают аккомода­цию, усиливающуюся при том или ином дефекте зрения. В подобных случаях рекомендуется отвлечение внимания на индифферентные малозначимые объекты или временное прекращение поступления зрительных раздражителей.

Труд врача-стоматолога сопряжен с интенсивной дея­тельностью определенных групп мышц. Нижние конечности подвергаются в основном статическим нагрузкам разной интенсивности, поясничная часть — торзионным (влево — вправо), плече-лопаточная область и шея — динамическим. Наиболее дифференцированную нагрузку испытывают при всех видах стоматологических манипуляций мелкие мыш­цы кистей рук и мышцы правого предплечья. Неудовлетво­рительное оборудование рабочего места, неисправности кресла, подголовника, неритмичность нагрузки, осложнения во время непредвиденных врачебных манипуляций (крово­течение, травматизация мягких и твердых тканей, противо­действие со стороны больного и т. п.), так же как и нервоз­ность врача, соматическое неблагополучие, низкая трени­рованность и ряд других факторов повышают истощаемость отдельных мышечных групп или системы в целом. Путем чередования мышечных усилий с расслаблением тех или иных групп мышц можно в значительной степени умень­шить их утомляемость. Хороший эффект дают приемы ауто­генной тренировки, особенно так называемой экспресс- релаксации (В. М. Паламарчук, 1977), в сочетании с самовнушением. Организационные, общегигиенические ме­роприятия, массаж и самомассаж перенапрягаемых групп мышц, производственная гимнастика и психотерапевтичес­кие приемы помогают предупредить перенапряжение кине­стетического анализатора.

Экономическая целесообразность укрупнения стомато­логической службы не требует доказательств. В то же вре­мя недостатками наличия в одном кабинете нескольких рабочих мест являются индуктивное воздействие больных друг на друга, отвлекающие моменты (ходьба, посторон­ние разговоры, крики, стоны, плач и т. п.), шум от борма­шин, инструментов, вентиляторов. Длительное пребывание в таких условиях, сочетающихся с другими, в том числе эмоциогенными факторами, приводит к повышенной утом­ляемости, астенизации, раздражительности. В силу своей анатомо-физиологической связи с лимбико-гипоталамичес кой системой обонятельный анализатор оказывает прямое и обратное влияние на эмоционально-вегетативную сферу человека. Переносимость многочисленных и обычных в стоматологической практике лекарственных и других запа­хов зависит не только от индивидуальных особенностей вра­ча, но и от его эмоционального состояния, играющего опре­деленную роль в формировании аллергических компонен

тов. Несмотря на ряд неудобств, стоматолог не может обхо­диться без защитной маски, особенно в неблагоприятной эпидемиологической обстановке. В ряде случаев мы реко­мендовали врачам смачивать марлю приятными аромати­ческими веществами (приемлемые духи, масло лаванды и др.). Уровень ирритативности обонятельного анализатора повышается на фоне невротизации. Поэтому дезактуализа­ция или предупреждение невротической симптоматики с по­мощью приемов психотерапии положительно сказывается на переносимости реальных обонятельных раздражителей.

Требует своего разрешения проблема профессиональной аллергизации в стоматологии (новокаин, йод, пластмасса и др.).

Врач-стоматолог должен научиться подавлять внешние проявления брезгливости при попадании на лицо слюны больного во время препаровки зуба, при рвотном рефлек­се у пациента и т. п.

Удовлетворенность работой, умение найти в ней радость, человеколюбие и ряд других качеств, свойственных абсо­лютному большинству врачей, в значительной степени смягчают негативные моменты в этой интересной и нужной людям профессии.

Трудовой процесс, помимо физических и интеллектуаль­ных усилий со стороны человека, находится в прямой зави­симости от трудовых навыков, напряженности темпа или интенсивности деятельности. К стандартным навыкам врача-стоматолога можно отнести способ удержания инстру­ментов, начало осмотра полости рта, включение приборов и т. п. В начале воздействий врача, особенно когда он приступает к травмированию ткани зуба с лечебной целью, стандартные приемы могут не только усложнить трудовой процесс, но и нарушить контакт с больным. Доведенное до искусства умение сочетать стандартные навыки с пос­тоянно корригируемой напряженностью темпа, определяет профессиональное мастерство. Главным критерием этого качества можно считать чувство меры: вовремя приостановить обработку зуба, выбрать момент для воздействия на болевую точку, усилить или замедлить темп работы, использовать приемы отвлечения внимания.

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *