Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии

Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии

При всей актуальности вопросов медицинской деонтоло­гии и психотерапии в стоматологии они не получили долж­ного освещения в литературе. Так, не встретилось ра­бот, раскрывающих важные принципы деонтологии, сочетающиеся с медицинской психологией и психотерапией в практической стоматологии, деонтологические особенности амбулаторной и стационарной стоматологической помощи, специфику невротических реакций и состояний больных этого профиля. Указанные вопросы, если и рассматриваются, то фрагментарно,неполно,без достаточной систематизации.

Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии

И. И. Старобинский (1970) дает некоторые организа­ционные и деонтологические рекомендации для врачей-стоматологов (отдельные боксы для приема больных, изоля­цию кресел), подчеркивая значимость адекватных отноше­ний в системе «врач-больной». М S. Wechstein (1970), F. Singer (1972), A. Greder (1973) акцентируют внимание врачей-стоматологов на тех психологических факторах, с которыми они могут встретиться в своей практике. Обсуж­даются также такие актуальные вопросы, как взаимоотно­шения врача и пациента в стоматологических отделениях, дифференциация пациентов по типам реагирования, проб­лемы боли и страха перед операциями.

В работах В. Dandy, R. Cinlione, S. Z. Beauvolis (1973) предлагается типология врачей по их способности вступать в контакт с пациентами, подчеркивается необходимость тон­кого познания психологии больного. Прямое отношение к рассматриваемым вопросам имеет работа McKellar (1970), в которой проводится анализ эмоциональной сферы стома­тологического больного, страха перед стоматологическими процедурами. В статье de la Calzada (1974) проанализиро­ваны причины страха детей перед врачами, среди которых отмечена роль неправильного воспитания ребенка в семье. Автор подчеркивает, что врачу-стоматологу при выборе тактики необходимо ориентироваться на характер ребенка.

Имеется ряд отечественных публикаций (О. Н. Иващен­ко, 1976; В. М. Овчинников, В. А. Макарянц, 1977, и др.) о целесообразности применения гипнотерапии, электросна при болезненных стоматологических манипуляциях, осо­бенно у психически неуравновешенных больных.

М. S. Wechstein (1970) считает необходимым проводить психотерапию для улучшения контакта с больными (осо­бенно детьми) и для снижения нежелательных эмоциональ­ных реакций во время выполнения различных стоматоло­гических процедур. М. J. Schulman (1970), V. Penzer (1974) указывают на преимущества, которые могут быть получены стоматологами при использовании гипноза.

В. А. Оркин (1976) утверждает, что в результате прове­дения рациональной психотерапии стало возможным осу­ществить санацию полости рта у 56 больных, не лечившихся ранее из-за боязни боли.

Г. Г. Гришанин (1979) на основании исследования бо­левой чувствительности при препарировании 513 зубов у 120 больных отметил снижение эмоционального напряжения и повышение толерантности к боли после психотерапии.

Р. Конечный и М. Боухал (1974) в небольшом разделе монографии, посвященном стоматологии, на первое место ставят проблему боли, предлагая для ее дезактуализации два подхода. Сверхчувствительных больных и тех, у кото­рых не удается уменьшить боль с помощью обычных мето­дов и средств, авторы предлагают лечить постепенно, при­нимать повторно, использовать все доступные средства для уменьшения болезненности. В других же случаях врач дол­жен показать больному, что понимает и оценивает боль и, не выражая пациенту особого сочувствия, действовать бы­стро и без колебаний. Р. Конечный и М. Боухал не без ос­нования полагают, что страх больных перед лечением зубов и боязнь боли в значительной степени осложняют работу врача-стоматолога. Это определяет необходимость приме­нения психотерапии и некоторых психофармакологических средств. Подчеркивается важность дифференциации анор­мальных проявлений страха или истерических реакций, воз­никающих во время удаления зубов, от коллапса до або­ртивного эпилептического приступа.

Деонтология в стоматологии

И. Харди (1972) считает, что боль нельзя отделить от отношения человека к собственному телу, от чувств, свя­занных с ним, уровня культуры и других признаков лич­ности, которые могут находить выражение в болевых ощу­щениях.

Л. Н. Лежепекова, Б. А. Якубов (1977) различают следующие типы личностных реакций на болезнь: содруже­ственную (по отношению к больному), спокойную, негатив­ную (конфликтную), паническую, неадекватную и следо­вую, то есть осложненную невротическими симптомами.

А. В. Квасенко, Ю. Г. Зубарев (1980) с точки зрения психологии отмечают два этапа отношения человека к бо­лезни: сенсологический (боль, дискомфорт и т. п.) и оценоч­ный.

Каковы же специфические особенности стоматологичес­кой практики, которым с позиции медицинской психологии и деонтологии следует уделять особое внимание?

Это прежде всего болевой синдром — отрицательная реакция, обычно сопровождающаяся чувством страха (особенно у больных, впервые переступивших порог стоматоло­гического кабинета). Больной не знает, что будет происхо­дить в этом кабинете, но уверен, что это страшное, очень болезненное «мероприятие». Необычная обстановка поме­щения, обилие инструментов, гудящей аппаратуры, острый специфический запах — все это вызывает тревожную на­стороженность и страх. Нельзя не отметить, что поведение больных в ортопедическом, терапевтическом и хирургичес­ком кабинетах в корне отличается. Различие объясняется тем, что в ортопедическом кабинете пациенты «не думают» о своей боли, ожидая восстановления нормального внешне­го вида в результате устранения зубочелюстной деформа­ции. Это создает определенный настрой, когда отрицатель­ные эмоции боли и страха отходят на второй план. О подоб­ных отрицательных эмоциях в стоматологической терапии и хирургии следует помнить и, по возможности, их предупре­ждать, так как они нередко вызывают у больных наруше­ние жизненно важных функций внутренних органов и си­стем.

Чувства боли и страха вызывают мышечное напряже­ние, повышение артериального давления, усиление сердце­биения и т. д. Нужно делать все возможное, чтобы отрица­тельные эмоции не достигали кульминации, так как подоб­ные реакции могут привести к нервным срывам и резко отрицательному отношению больного к лечению. Предупре­ждая такие эффекты, мы достигнем главного: своевремен­ного обращения больных к врачу-стоматологу, а это позво­лит предотвратить во многих случаях неоправданную по­терю зубов, появление эстетических дефектов, нарушение жевательной функции.

Следует выделить особый контингент больных, у кото­рых стоматологические заболевания непосредственно ска­зываются на их профессиональной деятельности. Это акте­ры, певцы, педагоги и т. д. Такие изменения, как наруше­ние жевательной функции, прикус языка, опухоль десны, травма челюсти, могут вызывать у них психологические стрессы. Их реакции часто носят бурно-эмоциональный, а нередко и истерический характер, например паническая реакция на инородное тело, попавшее в межзубной проме­жуток. В данном случае имеет место несоответствие тяже­сти состояния эмоциональным реакциям больного, и это еще раз подчеркивает, как важно учитывать характерологичес­кие, возрастные и другие особенности каждого индивиду­ума.

В процессе повседневной деятельности врач-стоматолог накапливает информацию о психологических особенностях своих пациентов и на этом основании соразмеряет свою так­тику. Опыт показывает, что молодые, а также неуравнове­шенные люди острее реагируют на боль и эстетические изъяны челюстно-лицевой области, а хронические заболе­вания усугубляют эгоцентрические черты характера боль­ных. Следует учитывать, что заболевания полости рта имеют прямую и обратную связь с организмом в целом.

Специфические особенности стоматологии требуют под­хода как к больным, так и к здоровым людям, проходящим профилактические осмотры, с позиций деонтологии. Это необходимо для правильной организации лечебного режи­ма и предупреждения различного рода болезней.

Представляет практический интерес изучение сущности переживаний больных стоматологического профиля, то есть «внутренней картины болезни» (Р. А. Лурия, 1977) в зави­симости от специфики разделов стоматологии и основных нозологических форм и состояний.

Мы исходим из того, что не существует отдельной деон­тологии для каждого прикладного раздела медицины, в том числе и для стоматологии, а основные морально-этичес­кие особенности медицины присущи ей как одной из специальностей. Однако нельзя игнорировать специфи- ческие нюансы, требующие детального раскрытия и трак­товки в прикладном плане.

Взаимоотношения врача-стоматолога с пациентом при кажущейся однозначности имеют сложную природу. При контакте врача с больным образуется временное социаль­но-психологическое единство, то есть микроколлектив. В этой общности устанавливается определенная система отношений «Я» (врач)—«Он» (больной), которая будет оптимальной при условии формирования ими «Мы».

При этом важно исходить из того, что поведение чело­века обусловливается прежде всего характерологически­ми качествами личности, определенной ситуацией, а не­редко и общим состоянием здоровья. Это в равной мере относится к врачу и к больному. Больные в зависимости от выраженности боли, ее субъективной переработки, пред­шествующих влияний и общего состояния ведут себя по- разному. Врачу приходится сталкиваться с нетипичными проявлениями, импульсивным поведением, не свойственны­ми данной личности (нетерпеливость, раздражительность, озлобленность, аффективная предуготованность, необъек­тивность в оценке и обобщениях). Возникают они, как пра­вило, на фоне любых болевых ощущений, особенно пульпитного характера.

Особенности поведения врача обусловлены целым рядом взаимосвязанных факторов, часть из которых трудно сов­местима с деонтологическим подходом. Когда врач рабо­тает с большой перегрузкой или находится в постоянном эмоциональном напряжении, он может войти в состояние, которое И. Харди (1972) назвал «отравлением людьми». На таком фоне у врача суживается интерес к душевной среде больного, он теряет наблюдательность, становится раздражительным и торопливым. Это является, конечно, не только деонтологическим, но и профессиональным дефек­том. Первым его признаком 3. И. Янушкевичус (1980) счи­тает обезличивание больного, когда медсестре дается ука­зание ввести то-то больному, лежащему у окна, и то-то — лежащему у двери. Правильное понимание деонтологии как необходимости или долга дает все основания оптималь­но решать и такие аспекты отношений между врачом и больным, которые 3. И. Янушкевичус определяет следую­щим образом: «Кому делают? Кто делает? Как делает?»

В. А. Ташлыков (цит. по Б. Д. Карвасарскому, 1974) изучил «эталонирование» пациентами врачебных качеств. Автор отмечает, что такие качества врача, как профессио­нальное мастерство, ум, такт, оптимизм, играют во взаимо­отношениях с пациентами доминирующую роль.

Каждый поступок оценивается как добро или зло лишь в связи с общественной позицией человека. Однако в прак­тике нередки случаи однозначной, поверхностной трактовки со стороны неосведомленных лиц (в том числе и медицинс­ких работников) так называемых аффектов или поступков больного, находящегося в экстремальном состоянии, выз­ванном переживанием болезни. Возникающие на этом фо­не осложнения психологического или организационного плана могут глубоко нарушить межличностные отношения, стать причиной необъективного суждения со стороны боль­ного не только об отдельном медработнике, но и медицин­ском учреждении в целом.

Для обеспечения нормальных отношений между врачом и больным необходимо проведение комплекса подготови­тельных мероприятий. Является целесообразным модели­рование установки больного на предстоящее лечение, кото­рое включает:

 усиление общей и лечебной активности путем укреп­ления побуждающих мотивов для повышения готовности к лечению, в том числе перестройка встречающегося иногда принципа: «Мое дело болеть, ваше — лечить»;

 реализацию принципа психологического партнерства, то есть «заинтересованности» в лечебном процессе и его исходе обеих сторон (врача и больного);

тренировку адаптивных психических функций: адекватного отношения к навязчивостям, страхам и другим ха­рактерным для невротической симптоматики включениям.

Такие мероприятия психопрофилактического характера являются частью комплексного, с учетом основных принци­пов деонтологии, подхода к лечению больных стоматологи­ческого профиля.

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *