В основе психогении (психической травмы), часто однопланово трактуемой как ятрогения, лежит острое или хроническое воздействие факторов, значимых для конкретной личности или унижающих ее достоинство. К этим факторам относятся словесные высказывания, угрожающие действия, разнообразные психические и физические стрессоры.
Слово (речь), являясь естественным для человека раздражителем, несет в себе смысловую (в том числе подтекстовую) и эмотивно значимую информацию. Словом можно стимулировать, воодушевить, утешить человека, можно глубоко ранить, оскорбить, унизить и даже вызвать болезнь — невротическую реакцию или невроз. Словесная неряшливость, неосторожность — это не только негативные психологические явления, но и отрицательные поступки, которые тем более недопустимы, когда они исходят от медицинских работников.
Известно, что чем более конкретное отношение к человеку имеет тот или иной организационный просчет или психологический артефакт, тем острее они преломляются через субъективную сферу данной личности.
Несомненно, что конкретизация зависит не только от первопричины, но и от степени искажения следственных связей. Такая деформация может проявляться в широком диапазоне — от элементарного ориентировочного рефлекса («что такое?») до искаженного восприятия действительности, ее извращения или изменения общественного мнения.
Не ставя перед собой задачу освещения данной проблемы в целом, мы сделали попытку сгруппировать сообщенные нам врачами и больными факты, которые имеют стоматологическую профилизацию. Эта дифференциация осуществлена для поиска путей профилактики неадекватных психогенных влияний на больных в лечебном учреждении.
В основу группировки наиболее часто встречающихся психогений нами положены такие взаимосвязанные факторы, как происхождение, направленность, сущность и структура.
Предлагаем следующую классификацию психогений.
По происхождению:
а) ятросориро- и эгротогении (исходящие от врачей, медицинских сестер и больных);
б) ситуативные эпизоды случайного характера (внезапные сверхсильные раздражители);
в) деонтологические артефакты;
г) организационные недоработки в медицинском учреждении;
д) недостаточная культура обслуживания;
е) обстоятельства, не зависящие от медицинских работников (бытовые, производственные).
По направленности:
а) косвенные влияния (через среду, обстановку и т. п.);
б) прямые воздействия в системах «человек — человек», «врач — больной», «врач — сестра — больной», «врач — врач» и т. п.
Психогении по структуре и патогенной сущности (относительно человека):
а) образующие ориентировочные, фиксационные или паторефлекторные феномены;
б) способствующие созданию у больных иррациональных установок, извращающих его мнение об отдельных медицинских работниках, учреждении или профессии;
в) порождающие конфронтацию сторон (установочная враждебность одной из них, унижение достоинства и т. п.);
г) полученные пациентом в результате гиперболизации значимой для него информации;
д) возникшие как реакция на услышанные в свой адрес неодобрительные слова, непонятные медицинские термины, двусмысленные высказывания.
К отдельной группе ятрогенных влияний следует отнести грубые врачебные ошибки, профессиональную небрежность и т. п.
Известно, что больной человек становится более чувствительным ко всему тому, что его окружает. Это отражается не только на его настроении, на способе восприятия и переработки информации, направленности мышления, но и на его поступках и поведении в целом.
Приводим некоторые типичные деонтологические ошибки.
- Мне не нравится Ваш язык. У Вас все благополучно с желудком?
- У Вас кровь раньше сворачивалась нормально?
- Следите за этой язвочкой внимательно. Из нее все может получиться…
- Тот зуб, который Вам удалили, не имел никакого отношения к этой боли. Здесь что-то непонятное.
К счастью, подобные деонтологические ошибки, как правило, не оказывают глубокого воздействия на больного. Тем не менее их следует избегать в целях создания оптимальных условий для выздоровления пациента и профилактики психогении.
Психогения является основным этиологическим фактором невротических реакций и неврозов, причиной которых может быть слово или действие врача (ятрогения), медицинской сестры (сорирогения), других больных (эгротогения). Если психогения, вызываемая медицинскими работниками,— явление управляемое, то подобное влияние одного пациента на другого часто зависит от авторитетности источника этого влияния и ситуации, на фоне которой возникла эгротогения. Учитывая это, врач любого профиля должен предусматривать возможность эгротогенного влияния с целью его дезактуализации.
К факторам, под влиянием которых может сформироваться эгротогения, мы относим следующие:
вопросы с подтекстом, вызывающие ориентировочный рефлекс (или рефлекс «что такое?»), являющиеся физиологической основой для пассивного внимания, на базе которого возникает фиксационный эффект того или иного невротического значения;
сличение показателей реципиента с кем-то или с чем- то, что может привести к формированию неадекватной личностной установки (тревожное ожидание, туберкуло-, канцеро-, сифило- и другие фобии);
использование медицинских терминов, схем обследования и лечения, сознательное или неосознанное извращение фактов и преломление их через сознание слушателя;
распространение слухов, направленных на профессиональную дискредитацию врача, разговоры о возможных последствиях болезни.
Действенность эгротогенного влияния в значительной степени зависит от авторитетности его источника, общего фона настроения больных в палате, уровня просветительной работы врачей и стиля деятельности медицинского учреждения в целом.
Предложенная нами группировка эгротогений с учетом их структуры и потенциального развития дает возможность правильно планировать психопрофилактическую работу с больными любого профиля. При реализации этого важного мероприятия необходимо не только ставить просветительную цель, но и стремиться оградить больных от негативного влияния невежественных, недоброжелательных лиц с асоциальными установками. Один такой негативный лидер в палате помимо эгротогении может вызвать значительное ухудшение всей системы межличностных отношений. Следует иметь в виду, что унизительные или оскорбительные меры по отношению к источнику эгротогении часто оказывают обратное действие, то есть утверждают логическую беспомощность врача в противовес его, чаще нераскрытому, «конкуренту». В таких случаях может оказаться эффективным оппонирующее противодействие через коллектив больных, то есть включение «деонтологии больных» (3. И. Янушке вичус, 1979). При этом необходимо использовать те психологические параметры коллектива, которым уделяют внимание выдающиеся педагоги, психологи и социологи.
Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.