Особенности работы стоматологического стационара (клинико-деонтологические аспекты)

Особенности работы стоматологического стационара (клинико-деонтологические аспекты)

Особую группу представляют дети с врожденными час­тичными или полными дефектами губ, твердого и мягкого нёба. В настоящее время достаточно отработана хирурги­ческая техника их лечения, определены оптимальные сроки оперативных вмешательств: хейло-, урано-, ураностафило- пластики, ринопластики. Указанные операции осуществля­ются после всестороннего обследования ребенка специали­стами на предмет отсутствия других врожденных или при­обретенных заболеваний. Дети и подростки с подобными дефектами находятся под постоянным диспансерным наблю­дением до 16—18 лет, с ними работают логопеды, врачи-ор­тодонты, врачи ЛФК. Мы полагаем, что перечисленные спе­циалисты должны кроме профессиональных навыков выра­ботать по отношению к данной категории больных и их родственникам деонтологический стиль, сочетающийся со строгим соблюдением врачебной тайны. Появление на свет ребенка с врожденным дефектом лица или челюстей явля­ется тягчайшим психологическим ударом для его родителей и близких. Весьма часто всю тяжесть этого удара принима­ет на себя одна мать, так как, по нашим наблюдениям, не­редки случаи, когда отцы таких детей уходят из семьи.

Часто врача-стоматолога приглашают на консультацию в родильные отделения для дачи заключения о специфике врожденного дефекта челюстно-лицевой области. Начиная с первых консультаций и до излечения ребенка врач обязан основное психокорригирующее воздействие направить на

мать и других близких ему лиц. Несмотря на психологичес­кий шок при «первом свидании» с ребенком, мать всегда обращается к врачу с целым рядом ориентировочных воп­росов, которые нельзя оставлять без внимания. Острота пе­реживаний родителей вполне соответствует ситуации, осо­бенно если это касается девочки. На вопросы родителей не должно быть шаблонных ответов, как не существует единообразия в степени и характере переживаний родителей. Уменьшить страдания матери в этот период, дезактуализировать фон смешанного генеза (психического и соматичес­кого) — значит сохранить у нее лактацию, предупредить невротизацию по паторефлекторному типу, не допустить возникновения фобий и ипохондрических фиксаций.

Основными задачами врача являются: четкое определе­ние лечебной перспективы, ее благоприятных результатов (малый эстетический дефект, восстановление функций же­вания, глотания, речи и т. д.), ориентация на нормальное психическое развитие ребенка. Врач любой специальности должен всегда помнить о психической травме самого ребен­ка. Такие дети, особенно когда они становятся старше, страдают от чувства неполноценности, стыдятся своего уродст­ва, что может привести к появлению невроза, который выра­жается в озлобленности, повышенной раздражительности, замкнутости.

Таким образом, при эстетических дефектах у детей глав­ное и решающее значение приобретает психическая реаби­литация: как ребенок будет подготовлен к выписке из боль­ницы? Как он будет подготовлен к жизни в окружающем мире?

Нужно отметить, что эмпатическая нагрузка в наиболь­шей степени падает на стоматологов-педиатров. Испытывая чувство сострадания к ребенку, стоматолог вынужден при­чинить ему боль, усугубляя тем самым уже нередко сформи­рованный страх перед манипуляциями в полости рта. До­вольно часто встреча ребенка с врачом-стоматологом, свя­занная с болезненными процедурами, происходит в период наибольшей эмоциональной возбудимости пациента. Иногда прорезывание зубов совпадает с общей реакцией организма, сопровождающейся повышением температуры, саливацией, отказом от пищи и т. д. Можно предположить, что наблю­даемые гиперреакции на стоматологические манипуляции у травмированных уже в прошлом детей сопровождаются и подсознательно включаемыми комплексами.

Мы неоднократно убеждались в необходимости психо­корригирующих мероприятий в работе с детьми. В первую очередь необходимо настойчиво моделировать общую и так называемую сенсорную культуру ребенка, то есть повлиять на его болевую реактивность вообще и стоматологическую в частности. Это нелегко, но достижимо, если не реагиро­вать панически на те или иные ситуации, при которых ребе­нок получает болевые раздражения, а отвлекать его внима­ние в это время, обучать его приемам дезактуализации бо­ли, не фиксировать внимание на боли и т. д. Что касается зубной боли, то в этом случае рационально выявлять кари­озные зубы незаметно для ребенка, адаптировать его к про­стым манипуляциям: протиранию, смазыванию, втиранию паст. Важным является осторожное нивелирование каких- либо нервных привычек ребенка.

Воспитание ребенка имеет своей конечной целью выра­ботку определенной системы взглядов и личностных реак­ций человека. Принимают участие в этом сложном процессе и врачи.

Врач-стоматолог, лечащий детей, должен обладать опре­деленными личностными качествами и деонтологической культурой, владеть своеобразной методологией контакта. В основе этих черт лежит всестороннее изучение психологи­ческих свойств маленьких пациентов с учетом особенностей их возраста и характера, а также уровня невротизации и стоматологической сенсибилизации. Для ребенка значитель­но все: внешний вид врача, состояние его рабочего места (наличие блестящих инструментов и т. д.), поведение окру­жающих и масса малофиксируемых привычным глазом и ухом предметов и явлений, которые могут позитивно или не­гативно сказаться на реакции маленького пациента.

Врач-стоматолог обязан знать и умело применять мето­ды профилактики отрицательных эмоциональных реакций на стоматологические манипуляции, что в конечном итоге окажет значительное влияние на своевременное обращение за стоматологической помощью. Идеальным было бы обуче­ние врача-стоматолога приемам так называемой малой пси­хотерапии, которые значительно расширили бы комплекс психокорригирующих приемов, приобретенных эмпирически (зачастую путем проб и ошибок). У каждого врача есть свои приемы отвлечения внимания пациентов, свой диапазон ма­нуальных манипуляций типа пассов на лице, имеющих се­дативное значение, свой подход к каждому пациенту, которые можно и необходимо корректировать.

Пребывание детей в стоматологическом стационаре требует от медицинского персонала особенно тщательного со­блюдения деонтологической ориентации и поддержания ее на максимальном уровне. Правильное медико-педагогичес­кое воздействие коллектива отделения на маленького пациента, проявившись непосредственно, возможно, спроецируется на всю его дальнейшую жизнь. Коррекция межлично­стных отношений среди взрослых больных и детей — доволь­но сложная проблема. Негативное влияние окружающих на детей может проявляться в любом штрихе взаимоотношений между взрослыми: в злословии, унижении достоинства друг друга, неуправляемых аффектах, насмешках и мн. др. Огра­дить от негативного воздействия среды или соответственно откорригировать его — важнейшая задача детского стацио­нара.

особенности работы детского стоматолога

Следует подумать и о детском уголке в отделении, где можно было бы занять детей в течение дня, чтобы они не были предоставлены самим себе. Желательно приблизить оформление приемного покоя, палаты к обстановке детского учреждения для здоровых детей. Например, украсить стены интересными эстампами, поставить детские столики и сту­лья, в палате устроить уголок кукол и других игрушек. Детский уголок, эстетически оформленный интерьер помогут детям успокоиться, отвлечься, приспособиться к больничным условиям, будут способствовать появлению положительных эмоций и реакций, поддержанию нормального тонуса, что так важно при любом заболевании, в том числе стоматоло­гическом.

Все вышесказанное дает полное право говорить об осо­бом значении соблюдения деонтологических принципов в челюстно-лицевых отделениях, гуманного отношения всего врачебного, среднего и младшего медицинского персонала к любому больному с учетом индивидуальных психологичес­ких особенностей личности, то есть «об огромной культуре контакта с пациентом и его родственниками» (И. А. Кассир­ский, 1970).

Большое значение в этом плане имеют врачебные обхо­ды, являющиеся важным психопрофилактическим и психо­терапевтическим фактором.

Следует учесть, что во время обхода должностные лица не должны принижать авторитет своих коллег, отстаивать свои позиции, выражать недовольство, подчеркивать свое превосходство. Подобное поведение, которое будет обяза­тельно многократно переосмысливаться больным, в конеч­ном счете отрицательно скажется на результатах лечения.

Врачебные обходы нужно проводить четко и быстро; длительный обход изматывает и медперсонал и больных. Хотя обход является методом обучения в клинике студентов, курсантов, это не означает, что состояние больного должно обсуждаться прямо у его постели. Необходимые сведения о больном целесообразнее сообщать профессору или доценту до обхода, а некоторые вопросы решать после его оконча­ния. Неправомерно употреблять во время обхода латинские термины, непонятные больным выражения, прибегать к сравнениям, намекам и т. п.

Любой врачебный обход (административный, консульта­тивный, внеплановый и др.) должен оформляться таким об­разом, чтобы он выполнял основные свои задачи: дисциплинирование персонала и больных и оперативное разрешение неотложных лечебных и хозяйственных проблем. Для меди­цинского персонала обход является своеобразной школой по лечебно-диагностическим вопросам, а для больных — проверкой соблюдения ими режима и дисциплины. При об­ходе его руководителем должна проводиться, непосредст­венно или косвенно, психокоррекция больных (через персо­нал, других больных, путем новых назначений, манипуляций и т. п.).

Во время обхода создаются предпосылки для возможных ятрогений (дискуссия по поводу диагноза, плохо скрывае­мые намеки, наигранная беспечность и т. д.). Дискуссии по поводу диагностики, патогенеза болезни, лечения законо­мерны, но при этом не следует забывать о гуманном отноше­нии к больному и необходимости бережного ограждения его от сомнений и противоречий, возникших между коллегами.

В профилактике и лечении больного, в которых сочетаются усилия многих медицинских работников, играют роль не только характер профессиональных взаимоотношений, но и этические нормы поведения коллег по работе.

Целесообразно остановиться на психологическом микро­климате челюстно-лицевых отделений. Как мы уже говори­ли, этот трудный контингент больных нуждается в особом подходе. Очень важно учитывать, что здоровый психологи­ческий климат в коллективе врачей является необходимым условием их плодотворной деятельности. Как объединить усилия всех медицинских работников у постели одного боль­ного? Как согласовать различные профиль и уровень зна­ний, различные научные школы и направления, различные опыт и практику? Как все это применить к одному больно­му, одной его болезни со всеми ее особенностями и прояв­лениями?

Каждый врач должен постоянно заботиться о психологи­ческом комфорте своих коллег, что в сочетании с правиль­ным укладом всей работы отделения обеспечит оказание полноценной и своевременной помощи больным.

И. П. Павлов называл людей самыми сильными раздра­жителями. Одни благотворно воздействуют на окружающих (в их присутствии улучшается настроение, с ними легко работать), другие отрицательно влияют на коллег своей ма­нерой поведения, резкостью, грубостью.

Качество оперативного вмешательства зависит не только от профессионального мастерства хирурга, но и от слажен­ности работы ассистентов и младшего медперсонала, их по­ложительного психоэмоционального настроя. От того, как врач-хирург будет обучать своих сотрудников, как будет влиять на них, как сумеет подготовить весь медперсонал отделения, насколько будет слаженной работа звеньев всего коллектива (во время операций, перевязок, процедур и т. п.) во многом зависит здоровье, а подчас и жизнь больного.

Особое внимание следует уделить среднему и младшему медперсоналу в челюстно-лицевом отделении. Нужно еще раз подчеркнуть необходимость тактичного отношения друг к другу и к больным, испытывающим различные, специфи­ческие для данного отделения трудности, значение помимо профессионального мастерства, душевной отзывчивости, ко­торые так необходимы при уходе за больными с нарушения­ми жизненно важных функций, органов и систем. Особенно важны эти качества при уходе за больными детьми, времен­но лишенными родительской ласки, оторванными от дома, страдающими от своих увечий. Медицинские сестры и сани­тарки, которые находятся в длительном непосредственном контакте с больными, должны ежеминутно заботиться об их психологическом состоянии, смягчать отрицательные эмоции страха перед болью (особенно у детей) во время операций, перевязок и других болезненных манипуляций. Медицин­ская сестра и санитарка — основные помощники врача. Они ухаживают за больным, готовят его к операции, а в челю­стно-лицевых отделениях часто кормят больного.

Любые назначения врача медсестра должна психологи­чески опосредовать, то есть словесно подкреплять, усиливать (И. 3. Вельвовский, 1968), удлиняя и усиливая тем самым положительное воздействие медикаментозных средств. Не зря великий русский хирург Н. И. Пирогов называл медсес­тер «сестрами милосердия».

Говоря о деонтологических принципах в челюстно-лице­вом отделении, нужно отметить главное: усилия медицин­ского персонала должны быть направлены на борьбу с бо­лезнью у постели каждого больного, чтобы не было разде­ления больных на «твой и мой».

И. П. Павлов так писал о работе коллектива: «Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый делает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую не разберешь, где «мое», а где «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает».

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *