Применение психотерапии в стоматологии

Психотерапия, гипноз, миорелаксация в стоматологии

Психотерапия — это комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а че­рез нее на весь его организм с целью устранения болезнен­ных симптомов и изменения отношения к себе, своему со­стоянию и окружающей среде (В. Е. Рожнов, 1971).

М. М. Кабанов (1966) полагает, что психотерапия явля­ется пограничной зоной, в которой сочетаются лечение и во­спитание человека. По мнению И. И. Блохина (1977), правильный психологический подход к больному уже является своего рода психотерапией.

Применение психотерапии в стоматологии

Таким образом, психотерапия представляет собой форму человеческого общения, коммуникации людей между собой и ее применение требует понимания клинико-психологичес­ких особенностей больных.

Задачи психотерапии различны и зависят от рода и характера болезни, состояния больного, его установок и других особенностей личности.

Известно, что психотерапевтическая коррекция более эффективна, если ее осуществляет лечащий врач. Однако, к сожалению, до сих пор не решен вопрос о подготовке специалистов-психотерапевтов из числа врачей-стоматологов.

В условиях стоматологической поликлиники, а особенно стационара, имеются все возможности для практического использования различных вариантов психотерапии, доступных любому врачу, не требующих большой затраты време­ни, не вызывающих настороженности пациента, то есть оп­тимальных в стоматологической ситуации.

Нами разработаны (В. М. Паламарчук, 1977) и апроби­рованы совместно с Э. М. Хохловым (1978) методики, от­носящиеся к так называемой малой психотерапии.

При наличии показаний могут применяться основные ме­тодики «большой» психотерапии, которые в общем плане изложены ниже.

Современная психотерапия располагает значительным количеством методов, часть которых стали классическими (рациональная, косвенная, гипносуггестивная, аутотренинг, самовнушение). Другие же методы в силу их специфичности не могли быть соотнесены с закрепившимися стандартами. По-видимому, поэтому К. И. Платонов (1962) условно выделил «большую» и «малую» психотерапию.

И. 3. Вельвовский называет «большую» психотерапию лечебной, ее методами могут пользоваться подготовленные врачи-психотерапевты. «Малую» он именует попутной, или деонтологической, в которой соприкасаются психотерапия и медицинская деонтология. Основная задача этой психоте­рапии, по мнению автора, заключается в «стерильности» сло­ва и поведения врача, то есть в соблюдении психичес­кой «асептики». Таким образом, И. 3. Вельвовский ста­вит «малую» психотерапию во главу профилактики ятрогении.

В. Я. Деглин (1971) делит психотерапию на «общую» и «частную». «Общую» он определяет как фундамент, на ко­тором строится весь комплекс лечения, как канву взаимоотношений между больным и медицинским персоналом, вы­ражающуюся в психотерапевтической культуре, проникаю­щей во все элементы диагностическо-лечебного процесса. Автор идентифицирует «общую» психотерапию с деонтоло­гией. Из частных методик он выделяет только суггестивную и разъяснительную. Условность подобной дифференциации очевидна. М. С. Лебединский (1975) идентифицирует «малую» психотерапию со стилем отношений врача и больного, направленным на предупреждение ятрогении. Он полагает, что «малая» психотерапия носит общемедицинский, деонтологический характер.

Деление психотерапии на «большую» и «малую», по на­шему мнению, определяется теми задачами, которые она ре­шает. Отдельные психологически и клинически обоснован­ные приемы «малой» психотерапии могут стать фрагмента­ми новых разрабатываемых методов «большой» психотера­пии, обеспечивать преемственность медицинской психологии,

деонтологии и реабилитации с психотерапией (А. Т. Фила­тов, В. М. Паламарчук и др., 1983).

Большинство изложенных ниже приемов «малой» психо­терапии просты, легко реализуются, быстро дают наглядный эффект, мобилизуют активность больных, позволяют им ис­пользовать прошлый опыт самовоздействия, выполняют реадаптирующую и психозащитную роль. Они могут приме­няться и здоровыми людьми с профилактической целью, яв­ляясь своеобразным психотерапевтическим «багажом» индивида.

Для использования врачами методов «большой» психо­терапии требуются соответствующие условия, подготовка по медицинской психологии, пограничной патологии, психи­атрии и, естественно, овладение базисной квалификацией.

Врач любого профиля обычно включает в лечебный ком­плекс те или иные разработанные им самим психологичес­кие приемы «малой» психотерапии. К таким приемам, на­пример, относится косвенное воздействие на больных в виде психологического опосредования и потенцирования лечеб­ных назначений.

Таким образом, «малая» психотерапия — это совокуп­ность относительно простых психотерапевтических методов, применяемых для дезактуализации функционально-нервных расстройств, мобилизации личностных резервов больных, на­ходящихся на активном и поддерживающем лечении.

Основными ее задачами являются:

обучение больных приемам целенаправленного мыслен­ного образного преобразования средовых факторов, кото­рые могут быть использованы в лечебном комплексе;

расширение диапазона и потенцирование экстрафармакологического эффекта врачебных назначений;

отработка с больными приемов оценочной и поведенчес­кой самокоррекции для дезактуализации отдельных невро­тических проявлений.

До настоящего времени отсутствует классификация ме­тодов «малой» психотерапии. Мы предлагаем следующую их классификацию.

 По способу проведения: 1) гетеровоздействие; 2) аутовоздействие; 3) смешанный вариант.

 По стилю: 1) «скорая» психотерапевтическая помощь; 2) направленная преформация (опосредование и потенциро­вание); 3) контрастные способы воздействия; 4) внушение наяву.

 По исполнению: 1) в комбинации с методами «боль­шой» психотерапии; 2) в виде отдельных приемов или фраг­ментов; 3) как система психотерапии.

По целевому назначению: 1) отвлекающие и седати­вные; 2) психорегулирующие и дезактуализирующие; 3) компенсирующие и психозащитные; 4) потенцирующие и пролонгирующие.

Врач любого профиля, в том числе и стоматолог, про­фессионально не может быть безразличным к случаям слиш­ком аффективного и тщательного анализа больным своего субъективного статуса. Активизировать подавленного ипо­хондрической фиксацией больного можно путем мобилиза­ции его духовных и физических сил, то есть заставив его поверить в полное излечение, повысив его участие в выходе из болезненного состояния. Тенденцию некоторых больных к стандартным оценкам, суждениям и поведению, стремле­ние к «модному» лечению нужно рассматривать как меди­цинский конформизм, таящий в себе опасность. Важным психологическим противовесом здесь может быть апелляция к самолюбию больного, уважению его к себе как личности. Тем самым достигается повышение самосознания больного в процессе непосредственного контакта с ним.

Приведем варианты психотерапевтических методов, при­меняемых в стоматологии.

I. Рациональная психотерапия.

Любой контакт врача с больным, находящимся в ясном сознании, особенно при повторных встречах, сопровождает­ся активным речевым взаимодействием обеих сторон. Весь­ма трудно предсказать индивидуальные установки, позиции, умозаключения больного, касающиеся особенностей заболе­вания и переживаний, связанных с ним. Общим положени­ем, на которое должен ориентироваться врач при проведении рациональной (рассудочной) психотерапии, является посту­пательность воздействия. В процессе формирования речево­го контакта с больным важно соблюдать поэтапность при моделировании положительных установок, определении лич­ностных позиций и перестройке его отношения. Это возмож­но при получении необходимой информации о больном и ориентации на эмоциональный резерв личности, что позво­ляет изменить ошибочные суждения и умозаключения. При этом важно учитывать возможное противодействие со сто­роны больного: «глухая» защита, бравада, пассивность, безразличие или, наоборот, конфликтная предуготовленность, негативизм.

Психотерапевтическая тактика опирается на основные положения рациональной психотерапии (Дюбуа, Н. В. Ива­нов, В. Д. Панков); при ведущей роли врача строится она по типу диалога, используется суггестивная настройка па­циента.

Необходимо выдерживать строгую последовательность и поступательность в тематике бесед, которые можно плани­ровать следующим образом:

 обсуждение с больным сущности заболевания и ре­зервных возможностей его организма;

 выработка положительных психологических позиций, переключение внимания, формирование «внутреннего един­ства» (В. Н. Мясищев);

 определение лечебной перспективы, дезактуализация переживаний негативного характера путем подчеркивания их кратковременности и обратимости;

 оценка психотравмирующих факторов, отдельных функционально-нервных включений, активизация личности на их преодоление;

 психологическая настройка на необходимость актив­ного участия в процессе лечения и реабилитации.

 Внушение наяву

Внушение наяву и гипноз в стоматологии

Использование этого метода психологического воздейст­вия рационально в связи с ограниченностью контакта стома­толога с больным. Метод предполагает следующие условия: определенный эмоциональный фон у реципиента (больно­го), его готовность к воздействию, то есть к реализации установок лица, производящего внушение, мобилизацию по­зы, внимания, установку органов чувств на источник инфор­мации. Врач в ясной и доступной форме конкретно излагает основные опорные пункты. Предъявляя при этом определен­ные требования к пациенту, он ни в коем случае не должен унижать его достоинство.

При построении формулы внушения наяву учитывают структуру заболевания, соответствующий фон настроения, эмоциональный резерв личности больного, его физический и психический статус. Формулу внушения нужно каждый раз соизмерять с динамикой болезненного процесса, кон­кретной ситуацией и т. п.

В стоматологической практике внушение наяву наиболее действенно при подготовке к оперативному вмешательству, фиксации больным отдельных симптомов на фоне панического состояния, наличии необоснованного страха.

 Гипнотерапия

В целях обезболивания гипноз был впервые использован английским хирургом Брэдом. В. А. Манассеин, П. П. Подъяпольский, К И. Платонов, И. 3. Вельвовский расширили применение гипносуггестии в стоматологии: при боязни бор­машины, обмороках условнорефлекторного характера, сана­ции полости рта у беременных.

В публикациях М. А. Нападова (1965, 1968) констатирована эффективность психотерапии, в том числе гипноза, вредных привычках, приводящих к деформации зубочелюстной системы у детей. Параллельно с ортодонтическими аппаратами с успехом были применены рациональная пси­хотерапия, внушение наяву, гипнотерапия с учетом возраста ребенка.

Контакт с детьми улучшается при обсуждении с ними взаимоотношений со сверстниками, моделировании игровых ситуаций. На этом фоне легче корригировать вредные наклонности мотивированным внушением наяву, самовнуше­нием перед сном, а начиная с восьмилетнего возраста — гипносуггестией. У 15 детей, лечившихся этими методами, был достигнут положительный эффект: у них не только были ликвидированы вредные привычки (в основном сосание пальца), но и улучшились аппетит, ночной сон, успеваемость в школе, повысилась адаптация к ортодонтическим аппаратам.

Метод гипносуггестии может применяться при болевом синдроме, расстройствах ночного сна, различных невроти­ческих реакциях, а иногда для закрепления отдельных на­выков (жевания, глотания и др.), упорно не поддающихся произвольной коррекции. В то же время мы не разделяем точки зрения о возможности многократного применения ме­тодики гипносуггестии без каких-либо нежелательных по­следствий для человека. По нашему мнению, такой подход является односторонним, так как одна какая-либо методика психотерапии не может быть достаточной для воздействия на личность. Эффективность применения гипносуггестии за­висит от правильного, квалифицированного (только врачебного) использования, от комбинирования ее с другими пси­хотерапевтическими методами.

Как показывает опыт, в стоматологии весьма важно до­стижение максимальной релаксации мимической мускулату­ры у пациентов.

Приводим структуру и методику гипнотизации, состоя­щую из трех этапов.

 Подготовительный период:

 изучение личности и ее установок (психический анам­нез) ;

 нозологическая ориентация (показания и противопо­казания) ;

 определение внушаемости;

 моделирование установки на лечение;

 создание условий для проведения сеанса;

 предварительная беседа с больным.

 Реализация гипносуггестии:

выбор положения и позы (индивидуальные);

 включение дополнительных раздражителей (звуко­вых, тактильных, зрительных);

 отключение от ассоциативной деятельности;

 миорелаксирующая часть;

 воздействие на висцеро-вегетативные функции;

 формирование и укрепление рапорта;

 достижение фазовых состояний;

 лечебное внушение и его реализация;

 дегипнотизаций.

 Постгипнотическая тактика:

 оценка субъективных и объективных данных;

 составление плана дальнейших мероприятий;

 активизация личности больного;

 заключительная беседа.

Сочетание словесной формулы с релаксацией позволяет достигать фазовых состояний, необходимых для реализации внушения. Формулы корригирующего внушения должны быть краткими, понятными, четкими, и предлагаться в ав­торитетной, утвердительной форме.

Можно пользоваться такой схемой внушения, например, перед оперативным вмешательством.

«Вы находитесь в состоянии полного физического и психического покоя. Организм и нервная система в таком состоянии функционируют в наиболее благоприятных условиях. Это способствует восстановлению всех процессов в организме, снимает боль. Вы абсолютно спокойны. Ве чувствуете себя хорошо. Все волнения, переживания оставили Вас. От­дыхайте, успокаивайтесь (дается мотивированное лечебное внушение с учетом ведущей симптоматики и ее динамики). Теперь Вы убедились, что спокойное отношение к предстоящему вмешательству снимает у Вас напряжение и страх, вселяет уверенность в благополучный исход операции…»

Подобный вариант гипносугестии рекомендуем проводить в положении пациента сидя, сочетать ее с нисходящей релаксацией, синхронизированной с актом дыхания (мето­дика изложена ниже). Если позволяют условия и есть по­казания, можно использовать общепринятые методы посте­пенного погружения в гипнотическое состояние, но каждый раз внушение обязательно строить по новой схеме с учетом конкретных задач. В некоторых случаях целесообразно при­бегать к отдыху по К И. Платонову, то есть переводить по­груженного в гипнотическое состояние пациента в естест­венный сон продолжительностью от 30 мин до 2 ч.

 Миорелаксация

Миорелаксация в стоматологии

Несмотря на то, что область лица имеет саморегулирую­щуюся автономную васкуляризацию, она больше, чем какая-либо другая, поддается психическому воздействию. Это проявляется в эффекте покраснения или побледнения лица (преимущественно парасимпатико- или симпатикотонический эффект) при соответствующих эмоциональных состоя­ниях.

Произвольное расширение сосудов в значительной степени зависит от умения расслабить те или иные группы мышц, сосредоточить на них внимание, подключив к этому собственное воображение. Во всех случаях использования ауто­тренинга положительный эффект в этом отношении отмеча­ется на кистях рук. Эффект расширения сосудов особенно проявляется в тех областях, которые богаты сосудами и на которых можно сосредоточить внимание: область лица, язы­ка, дна полости рта, кисти рук, эпигастральная область, об­ласть сердца.

Известно, что при любом эмоциональном напряжении мышцы лица, шеи, плече-лопаточной области и рук находят­ся в состоянии максимального тонуса. С учетом этого, нами предложен (В. М. Паламарчук, 1977) и апробирован на различных группах больных метод, получивший название «экспресс-релаксация, синхронизированная с дыханием». Больному кратко излагаются общие сведения о связи мы­шечного тонуса и дыхания с эмоциональным состоянием. Исходное состояние — сидя, максимальная мобилизация туловища («поза гордеца»). Каждый очередной выдох (при обычном вдохе) сочетается с поэтапным расслаблением групп мышц, синхронным опусканием головы до упора под­бородка в грудину, полной релаксацией плечевого пояса и всех мышц лица. Для реализации перечисленного достаточ­но 3—5 углубленных выдохов. После 3—5-минутной экспо­зиции, используемой для мотивированного самовнушения, осуществляется обратное действие: повышение тонуса мышц, синхронизируемого с 3—5 вдохами и несколькими энергичными упражнениями для ранее релаксированных групп мышц. Формулы самовнушения должны быть предель­но краткими («спокойный», «отдыхаю», «отдохнул», «восста­новил силы», «расслабился»). Описанный прием не требует длительного обучения, к нему нет противопоказаний, и он является базисным для самовнушения, переключения, ак­тивного внимания, внушения наяву и региональной релакса­ции в стоматологии.

Мышцы дна полости рта, языка, глотки и передней об­ласти шеи весьма хорошо «откликаются» в непроизвольных и произвольных режимах деятельности. Непроизвольное во­влечение в деятельность этих групп мышц происходит в ос­новном при повышенном эмоциональном состоянии человека, в том числе боли, и сопровождается увеличением мышеч­ного тонуса. Возможности произвольного влияния на мышцы лица практически не ограничены. Это огромный арсенал мимических и жевательных движений. Многообразие дея­тельности указанных групп мышц обеспечивается и соответствующим представительством в сенсомоторных зонах ко­ры и проводящих путях.

Мышцы этих областей хорошо поддаются произвольным воздействиям — напряжению и расслаблению, что нашло частичное применение в некоторых вариантах аутогенной тренировки (Кляйнзорге —Клюмбиес, К. И. Мировский, и др.).

Нами разработаны комплексы парциальной релаксации мышц лица в сочетании с «экспресс-релаксацией» и приема­ми переключения внимания, которые приспособлены к ре­шению основной стоматологической задачи: улучшению трофики за счет повышения васкуляризации в мышцах. Для реализации поставленной задачи весьма важно, чтобы ее осознал сам больной. Врачу следует продемонстрировать некоторые положения на схемах, таблицах или самому по­казать некоторые приемы расслабления.

Любой человек легко ассоциирует собственные эмоции с их мимическим выражением, но не все знают о возможно­сти обратного влияния так называемой мимической маски на эмоциональный статус человека.

Для отработки модели релаксации мы предлагаем боль­ному поочередно напрягать, а затем полностью расслаблять мышцы лица в следующем порядке:

 лоб: работа мышц в режимах максимального напря­жения с последующим расслаблением;

 глаза: конвергенция глазных яблок во все стороны, зажмуривание век с последующим расслаблением;

 круговые мышцы рта: вытягивание губ «в трубочку», растягивание, боковые движения, сочетание этих движений с упражнениями мышц всего лица с последующим их рас­слаблением;

 язык: вытягивание, боковые движения, втягивание я т. п.;

 мышцы шеи: разнообразные движения шеей, мими­ческими, глотательными, в том числе мышцами дна полости рта, с последующим их расслаблением.

Затем больному рекомендуется полностью снять остаток напряжения со всех мышц лица и шеи и внутренним взором представить себе свое лицо абсолютно спокойным, маскообразным. На этом фоне нужно сосредоточить внимание больного на тех частях челюстно-лицевой области, где необходимо достижение миорелаксирующего и теплового эф­фекта. Сочетание расслабления определенных групп мышц с соответствующими представлениями и самовнушением способствует улучшению кровообращения и трофики в этих частях челюстно-лицевой области.

Следует подчеркнуть, что многие пациенты пользуются некоторыми приемами аутотренинга, овладев ими в процес­се контактов с психотерапевтами или самостоятельно путем знакомства с популярной литературой.

При наличии у больных стоматологического профиля той или иной функционально-нервной патологии им показаны методы психотерапии в полном объеме по определенному плану и в различных сочетаниях с другими способами ле­чения.

В случаях назначения больному лекарственных средств, физиотерапии, орошения и т. д. крайне необходимо психоло­гически опосредовать и потенцировать их действие.

Подготовлено по материалам книги Нападова М.А “Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии”, Киев, Здоровье.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *